+7 495 9227212

8-800-350-01-41

Марк Маркес об отличии Michelin от Bridgestone

Прошло три года, как MotoGP перешел на универсальный софт и шины Michelin. Марк Маркес поделился опытом о пилотировании байка на MotoGP, рассказал, как отличается техника вождения с новым софтом от предыдущих восьми сезонов с шинами Bridgestone.

Маркес провел одинаковое количество сезонов на Bridgestone и на Michelin, с первыми выиграл два сезона из трех, со вторыми не проиграл ни одного. У каждой шины свои особенности, однозначно нельзя сказать, какая из них лучше.

Покрышки Bridgestone не отвлекали инженеров от электроники, она была прогрессивнее. Michelin сильно изменили технику пилотов, мотоциклы  у стали более «ручными». Это повысило зрелищность MotoGP, но и добавило стресса пилотам. Механики и инженеры в последние годы набили немало шишек, нащупывая путь к правильному балансу мотоциклов. Между удачными провальным выступлением теперь может быть одна деталь, которую легко упустить.

Маркес рассказал, что теперь приходится ездить на байке более мирно, так как Michelin полностью поменяли баланс байка. С софтом Bridgestone можно было полностью довериться электронике, и работать в любой манере, в какой захочешь. Новый софт работает иначе: чем меньше электроники используешь, тем быстрее едешь. Теперь нужно быть свободным, плавным и не давить на кнопки, чтобы ехать быстрее.

Несмотря на то, что пришлось сильно перестраиваться, Маркесу нравится меньше пользоваться электроникой и больше доверять себе и контролировать байк полностью. При этом он не отрицает, что с хорошей электроникой было приятно работать, так как можно было полностью сосредоточиться на стиле и скорости.

Маркес уже показал свой стиль вождения с новой шиной Michelin. Он ловит много скольжений, при этом рискует, теряя «перед». Чтобы восстановить баланс он действует по ситуации, в зависимости от жесткости шины.  Иногда бывает, что жесткая шина, более подходящая для гонки служит плохую службу на разминке, как было с Маркесом в прошлом году в Хересе. Он трижды разбивался, так как шина была слишком жесткой, и он не успевал выровнять байк.

Еще новшество – при поворотах на Michelin больше используется задний держак, тогда как с Bridgestone – передний. Это влияет и на форму поворотов. С Michelin торможение происходит менее глубоко, вход в поворот не такой глубокий. Поворотная скорость на обеих шинах похожа, нужно просто привыкнуть: в поворотах с Bridgestone надо было останавливаться, а когда разгоняешься с Michelin, можно открывать газ и использовать всю тягу. При поворотах с Michelin сзади зацеп всегда очень хороший, так что можно атаковать задней шиной, затем работать над передней шиной. Это одна из причин, почему для гонки лучше жесткий передний вариант.

Появление Michelin повлияло на геометрию байка. Сейчас довольно много веса используется на передке байка, что оставляет задок байка более свободным. Марку так нравится больше, хотя не исключено, что другие райдеры Honda недовольны. С большим весом впереди пилот может раньше касаться газа, потому что байк всегда готов.

Как мы уже говорили, нынешний софт делает управление байка более «ручным». Пилоту необходимо искать свой компромисс в управлении. Сейчас контроль скорее в руке, но еще задняя Michelin буксует совсем не так, как обычно буксовала задняя Bridgestone. Способ быть быстрым давать Michellin немного буксовать, потому что она всё равно цепляется и даёт ход. Контроль торможения двигателем также изменился. У задней шины Michelin держак лучше, так что скользить задом труднее, оно получается слишком резким.

Но, как мы знаем, Марк Маркес приспосабливается к любой ситуации. Его первая гонка MotoGP в Ле-Ман 2013 прошла под дождем, и после восьми кругов он был первым.

Причиной такой стойкости Марк называет тренировки мотокроссом. Там каждый раз нужно приспосабливаться к трассе – она может меняться в зависимости от времени суток. Когда ездишь утром, может быть сыро, так что держака больше. Днём, позже меньше держака. С грунт-трековыми байками то же самое.

Раньше в дни Bridgestone казалось, ездоки с инженерами знали, чего ожидать на каждом уик-энде, сейчас все изменилось. Сейчас появилось большее равенство между райдерами, каждый может найти в шинной линейке лучший для себя вариант и использовать его по полной. На одном уик-энде лучше одному производителю, а на другом — другому. При «Бриджстоуне» почти всегда гоняли с передним «медиумом» и задним «софтом», то есть все пользовались одинаковыми шинами.

Сейчас у пилотов много вариантов, хороший тому пример Херес: одни выбрали мягкую заднюю, другие поехали на средней, кто-то — на жесткой, и быстрыми были все. Это преимущество Michelin. С Bridgestone было проще работать. С Michelin нужно изучить и протестировать все варианты шин, подобрать идеальный вариант для байка и для пилота. И тогда одна шина может сделать целый уик-энд.